Главная » Статьи » Учителям

Формы и методы формирования познавательного интереса учащихся к уроку географии
Использование ИКТ на уроках географии Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: - повышает мотивацию учащихся к учению; - активизирует познавательную деятельность; - развивает мышление и творческие способности ребёнка; - формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Можно выделить такие формы работы с ИКТ на уроках географии: 1. Непосредственное применение в учебном процессе. 2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий. 3.Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга. Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ: - учебные - тренажеры - контролирующие - демонстрационные - справочно-информационные - мультимедиа-учебники. В ходе урока ИКТ можно использовать на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяются на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. В своей работе я использую электронные учебники « География 6, 7, 8, 10». Наличие локальной сети в компьютерном кабинете позволяет использовать ИКТ на уроках географии в режиме индивидуальной работы учащихся. Например, при обобщающем повторении можно использовать тесты (повторение темы «Гидросфера» в 6 классе). Мультимедиапроектор позволяют расширить возможности уроков с применением ИКТ технологий, дает возможность просмотра видеофильмов на уроках, подготовленных электронных презентаций. При изучении темы «Зарубежная Европа» в 10 классе в качестве итоговой работы по теме даю ученикам задание: создать презентацию по одной из стран Зарубежной Европы. (Например, в 2008-2009 учебном году учащимися созданы такие презентации: «Болгария», «Дания», «Италия», «Португалия», «Франция», «Чехия», «Швейцария», «Швеция»). У учащихся подобное задание вызывает интерес, позволяет также показать знания, полученные на уроках информатики. Затем происходит защита презентаций, на которых учащиеся учатся последовательно, в соответствии с планом излагают содержание презентации, учатся выделять главное из того материала, который они собрали по данной стране, а также отвечают на вопросы. Следует отметить, что здесь прослеживается межпредметная связь с информатикой, поскольку навыку создания презентаций учащиеся обучаются на уроках информатики. Кроме оценки по географии учащиеся получают оценку по информатике за качество созданной презентации. Использование ИКТ позволяет: экономить время, проверять номенклатуру, повышать мотивацию, выбрать каждому ученику свой темп работы, решать творческие задачи, использовать информацию, найденную в Интернете, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход. Творческие задания для учащихся Использование творческих заданий в процессе обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Творческие задания обычно даются учащимся следующим образом: в начале изучения каждого раздела или темы сообщаю учащимся название творческой работы, и они на протяжении всей темы работают над ней. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Виды творческих работ, которые я предлагаю учащимся, разнообразные. Вот некоторых из них: - Составление рассказа с использованием топографических знаков. В 6 классе, изучая тему «План местности», даю задание составить рассказ из 10 предложений с частичным использованием, где это возможно, условных знаков вместо слов. - Написание географического сочинения. При изучении географии материков в 7 классе учащимся предлагается: написать географическое сочинение «Три дня в Африке» (по теме «Природные зоны Африки»: 1 день – одна природная зона в соответствии с планом изучения природной зоны, при проверке обращается внимание на последовательность изложения). Задание способствует усвоению понятия «природная зона», помогает уяснить причины смены природных зон, связи природных компонентов. - Составление кроссвордов. Для составления кроссвордов предлагаются следующие темы: 6 класс: «Гидросфера» 7 класс: «Африка», «Южная Америка», «Австралия», «Северная Америка», «Евразия» 8 класс: «Моря, омывающие территорию России», «Реки и озёра России», «Растения и животные России» 10 класс: «Страны и столицы» (по теме «Политическая карта мира») Составление кроссвордов помогает учащимся запомнить термины и географическую номенклатуру, а также развивает умение кратко и грамотно составлять вопросы. Задание даётся в начале изучения темы, проверяется по завершении изучения, даёт возможность работать постепенно. Заранее оговаривается количество слов в кроссворде, оно зависит от уровня подготовки учеников и класса, чем старше, количество слов больше. - Составление памятки для туриста. В 7 классе памятка составляется по Австралии с указанием в краткой форме особенностей материка и его отличие от других материков с указанием в соответствии с планом изучения материка тех природных особенностей, которые могли привлекать сюда туристов. В 8 классе задание дается для характеристики памятников природы России (озеро Байкал, Волга, Карелия). Данное задание направлено на выработку умения определять главное и уметь сформулировать свою мысль. Задание также способствует развитию речи учащихся. - Слабоуспевающим ученикам (многие из них любят рисовать) предлагаю выполнить рисунок животного, обитающего на материке (тема «Природные зоны» - 7 класс) и найти его описание (рисунки используются в качестве наглядного материала при изучении природных зон материка). Подобное задание, пожалуй, является самым простым из творческих заданий, но слабоуспевающий ученик может проявить себя, проявить активность в поисках материала, а также почувствовать свою причастность к уроку, предмету, получить оценку своим стараниям. Лучшие творческие работы учащихся можно увидеть на стенде в кабинете географии. Предметная неделя Ежегодно в школе проводится предметная неделя географии (1 неделя февраля), в рамках которой проводятся различные мероприятия: - Выпуск тематических стенгазет (о странах мира, памятниках природы, морях, реках, городах в соответствии с тем курсом, который изучается в данном классе). Позволяет учащимся школы познакомиться с различной географической информацией. Содержание газеты включает информационный материал, кроссворды, информацию о географических рекордах. - Выставка творческих работ учащихся (отбираются самые лучшие работы, выполненные в течение учебного года). Позволяет ученику увидеть свою работу среди лучших, а остальным поднимать свой уровень подготовки до того, чтобы работа была продемонстрирована на выставке. - Проведение внеклассного мероприятия (КВН, викторина, конкурс). Мероприятии проводятся с участием классов параллели. Например, в 10 классах после изучения темы «Зарубежная Европа» проводила мероприятие «Путешествие по странам Европы» в форме КВН. При подготовке используется дополнительный материал, расширяются знания о предмете. - Проведение открытого урока для учителей школы с последующим обсуждением. Очень большое значение имеет для учителя в плане обмена опыта с коллегами, выявления слабых сторон подготовки урока, круга проблем, которые предстоит решить. Работа с учебником на уроке Важное значение в усвоении основных географических терминов и понятий, закономерностей имеет правильная организация работы с учебником на уроке. В последние годы у многих учащихся снижен интерес к чтению, ребята мало читают, не умеют выразить свою мысль, составить рассказ о прочитанном, логично изложить прочитанное. В связи с этим, на уроках стараюсь научить работать с учебником: правильно пользоваться его текстом, заданиями, иллюстрациями. Важно уметь анализировать содержание текста, выделять в нем самое существенное, устанавливать связи с картами, схемами, рисунками. При работе с учебником во время изучения нового материала выдвигаются вопросы, на которые учащиеся пытаются найти ответ с помощью текста. Рубрика «Проверь себя» позволит убедиться, насколько хорошо учащиеся усвоили раздел или тему. Вопросы и задания, помещенные в учебнике, помогают лучше усвоить материал курса. При обосновании ответов на выдвигаемые вопросы выдвигается логика доказательства и ход решения той или иной проблемы – это проблемный метод (преимущественно познавательный). Контролируя ход рассуждений учителя, учащиеся в то же время обнаруживают собственные недостатки в знаниях. Здесь одновременно совершенствуется культура умственного труда, проявляется активная мыслительная деятельность школьников. Все это способствует развитию познавательного интереса учащихся, улучшает качество учебно-воспитательного процесса. Примеры работ с текстом учебника, которые могут быть проведены при изучении новой темы: - Комментированное чтение какого-либо вопроса по тексту (для того, чтобы при подготовке домашнего задания ученику было легче понять текст учебника). - Составление развёрнутого плана текста (цель: научить выделять главное в содержании текста, уметь кратко сформулировать свою мысль, подобрать слова-синонимы, заменяющие имеющиеся в тексте, что в целом способствует развитию устной речи учащихся). - Ответы на вопросы по тесту. - Установление причинно-следственных связей, выделение причин следствия (например, по теме «Распределение осадков на Земле» учащиеся устанавливают связь количества осадков с размещением поясов атмосферного давления). - Составление схем и таблиц на основе текста учебника. (например, в 7 классе при изучении географии материков составляется сравнительная характеристика стран по плану на основе таблицы). При повторении изученного материала обращаюсь к вопросам на повторение темы, на итоговое повторение. Выборочно используются вопросы, которые даются в конце темы. Даю индивидуальные задания для самостоятельной работы дома. Например, подготовка сообщений о путешественниках и мореплавателях (в 6 классе: тема «Путешествия и географические открытия», в 7 классе: тема «Как люди открывали и изучали Землю», в 8 класса: тема: «Как осваивали и изучали Россию»). При работе с учебником используется иллюстративный аппарaт учебника, который создаёт возможности для выполнения таких заданий: - Использование системы вопросов и зaданий, направленных на работу c картoй, дополнительнoй литературой и другими источниками знаний; - Использование в работе кapт, схем, рисунков, фотографий, тaблиц и т.п. (вопросы, связанные с анализом карт, схем, рисунков, фотографий, таблиц). Данный материал позволяет дополнить текст учебного параграфа и рассказ учителя. Работа с географической картой Большое значение в изучении географии имеет организация предметно-практической деятельности учащихся по формированию отдельных умений работы с географической картой. Кроме обычного показа географических объектов на карте, использую такую форму работы, как ответ двух учеников у карты, когда каждый из них задаёт вопросы по карте другому. Для определения взаиморасположения материков можно задать устные вопросы. Например, серия вопросов (можно использовать при изучении географии в 6 и 7 классах): 1. Материк, омываемый водами только Индийского и Тихого океанов. 2. Океан, не омывающий Антарктиду. 3. Самый большой материк. 4. Океан, который омывает Австралию с запада. 5. Материк, который был открыт последним. 6. Материк, пересекаемый экватором в северной части. 7. Материк, расположенный во всех четырёх полушариях. 8. Океан, омывающий Африку с востока. 9. Материк, в составе которого две части света. 10. Океан, омывающий Северную Америку с востока. При знакомстве с градусной сетью карты можно предложить следующую серию вопросов, отвечая на которые учащиеся сами определяют свойства меридианов и параллелей: 1. Какую форму имеют меридианы Земли? 2. Какое направление показывают линии меридианов? 3. Какова их величина? 4. Можно ли провести меридиан в классе? 5. Как объяснить понятие «параллель»? 6. Какова величина параллелей в градусах и километрах? 7. Какое направление показывают линии параллелей? Другими видами работ с географической картой являются: чтение, анализ, сопоставление карт различного содержания, составление характеристик карт по плану. Таким образом, основные средства обучения являются материалом, способствующим развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции, самостоятельно разбираться в сложных ситуациях и формулировать обоснованные выводы. Познавательные задания на уроках Одной из форм проверки знаний учащихся является проведение географического диктанта. Достоинство географического диктанта – это односложные краткие ответы, что наиболее важно в классах, где ребята медленно пишут и с трудом формулируют свои мысли. Поэтому такая форма контроля знаний и умений учащихся предпочтительнее. Также диктант экономит время на уроке. В диктанте возможно 8-10 вопросов. На него уйдет не более 10-15 минут, учитывая организацию деятельности учащихся и переход к другой деятельности. В географическом диктанте обычно проверяются известные факты, что не требует отдельного размышления, поэтому оцениваться он должен с максимальной строгостью как наиболее легкая форма работы. Активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке позволяет использование игровых моментов на уроках. Они требуют минимальных затрат времени и сил учителя, но их использование позволяет решить целый ряд задач, направленных на развитие памяти, внимания. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Вот некоторые примеры игровых моментов, применяемых на уроке: 1. «Третий - лишний». Смысл задания состоит в том, что в перечень трёх понятий включается одно лишнее, не подходящее по смыслу. Его и нужно убрать. Наиболее эффективно применение в 6, 7 классах. Например: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашивается: «Что лишнее?». 2. «Узнай силуэт». Для этой игры необходимо изготовить силуэты материков, островов, полуостровов, морей и т.д. По ним школьники определяют географический объект. 3. «Собери карту». Контуры материков (может быть вырезанный кусок контурной карта), разрезаются на части. Задача: собрать правильно. Задание применяется при проведении КВН, конкурсов. 4. «Географическая цепочка». Игра способствует усвоению названий географических объектов. Можно провести перед окончанием урока, когда осталось немного свободного времени. Учащиеся друг за другом называют географические названия, начинающиеся на последнюю букву предыдущего. Например, Африка – Америка – Австралия – Ямайка – Аргентина – Алжир – Рим – Милан – Норвегия – Ямал -…и т.д. 5. «Вопрос – ответ». Целью является изучение нового материала, усвоение новых терминов и понятий, географических закономерностей. При изучении новой темы учащиеся прочитывают текст учебника, составляют по нему вопросы, по очереди задают их друг другу, тот ученик, которому задали вопрос, даёт ответ. На уроках географии можно использовать большое количество различных познавательных заданий. Например, познавательные задания по теме «Африка»: 1. Второй по величине материк мира. (Африка) 2. Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро) 3. Самая длинная река мира. (Нил) 4. Самая полноводная река Африки. (Конго) 5. Самое длинное озеро мира. (Танганьика) 6. Река, дважды пересекающая экватор. (Конго) Различные виды уроков Для развития познавательной активности возможно применение различных видов урока, так как на любом из них возможно включение элементов развития познавательной активности. Например, урок – лекция (практикуется, в основном, в старших классах), беседа (часто включаю во всех классах), урок самостоятельных и практических работ, контроля знаний (позволяет выявить уровень усвоения учащимися с разным уровнем мотивации к обучению), зачёт (по завершении изучения крупных тем курса), урок – экскурсия (с использованием электронных презентаций). На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. Остановлюсь на уроках, разработанных мною для учащихся школы с учётом индивидуальных способностей учащихся и уровня учебной мотивации классов (приложение). В своей работе применяю проведение уроков – экскурсий. Для учащихся 9 класса разработан урок с использованием электронной презентации, составленной учителем «Санкт – Петербург – северная столица России». Цель проведения урока: показать роль города в историческом, экономическом и культурном развитии страны, познакомить учащихся с достопримечательностями города – музея. По тематике презентации учащиеся готовят сообщения, с которыми выступают в классе. По тематике слайдов задаются вопросы всему классу. На уроке прослеживаются межпредметные связи с историей (историческая справка, архитектура города) и литературой (поэты о Санкт – Петербурге). Урок способствует расширению кругозора, развитию навыка устной речи, а так как дается творческое письменное задание (географическое сочинение), то и письменной речи. Большие возможности для развития познавательных способностей учащихся дают уроки по географии Чувашской Республики. Мною разработан урок для учащихся 8 класса «Мир не узнаешь, не зная края своего». На уроке учащиеся знакомились с различными видами народных промыслов Чувашии, историей их возникновения, современным состоянием, готовили заранее информацию, собирали предметы народных промыслов, готовили рисунки. Урок разработан для классов со средним уровнем знаний и способностей и способствует интеллектуальному развитию учащихся. Почти каждый ученик участвовал в подготовке и проведении урока. Домашнее задание: составить визитную карточку Чувашии – способствует формированию понимания учащимися места республики в стране. Различные формы работы на уроках помогают ребёнку раскрыть свои возможности, научиться логично мыслить, развитию речи, проявлению творческих способностей.
Категория: Учителям | Добавил: Администратор (21.12.09)
Просмотров: 9164 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 2.6/5 |
Всего комментариев: 4
ordergeerucky   (09.03.13 02:08:47)
На днях мне потребовалась юридическая помощь и я долго искал Московский юридический центр! Спустя время с трудом обнаружил на http://www.consalt-centr.ru/sudebniy_consalt.html - Судебный консалтинг
. посмотрел их сайт и решился заказать предложенную юридическую консультацию. После этого юридическая помощь дала о себе знать и я решил свои проблемы. Теперь всем рекомендую Юридический центр Консалт в городе Москва.

abranoneypemy   (07.02.13 18:48:53)
Наткнулся на url -адресов: http://srub-dizain.ru/proizvodstvo - завод по изготовлению сухого бруса
и я стал благодарным! Мне как раз нужен был брусок для лестницы. В общем после этого я и прыгнул на электричку! Там совсем всё смешно сделано и сухой брусок трудно купить. Всему этому сопутствовала продуманная навигация ресурса, которую я струдом понял. Круто конечно то, что это производитель бруса – но дизайн могли бы сделать другой.

TuhTulphorb   (06.02.13 04:16:53)
Бывает же такое! Вот в google нашёл объявление http://rentrealtycrimea.com/kvartiry-dlitelno/page/4/ - сдам квартиру в Симферополе Крым
и впал в ярость. Теперь вот с Вами не поздоровался даже исходя из этого! В общем сдам квартиру Симферополь
,я зачитал и до меня дошло, что настоящая житуха только начинает свой путь – раз имеют место такие магазины. Поэтому каждому рекомендую сайт http://rentrealtycrimea.com с стильными квартирами на окраине Симферополя.

Faxyviavy   (08.11.12 13:43:56)
Обнаружил отпугивающее объявление и был удивлён! Вот в таком виде его я нашёл: предлагаю снять 7 комнатную квартиру в жилом помплексе http://odessarealt.com/tags/%C0%F0%EA%E0%E4%E8%E9%F1%EA%E8%E9+%E4%E2%EE%F0%E5%F6/ - аркадийский дворец
Одесса Украина. Poblizosti : клуб Итака, pesočnye Холмы , парковка DLA avtomobilej и Corona. Свойства сейчас Dorogu со свежим ремонтом , мебелью perlamutrovoj ( Švejcariâ ) и nedorogoj bytovoj tehnikoj .

Добавить отзыв