Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка, молодого человека быстрой адаптации к условиям существования. Встает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучше нравственные качества подрастающего человека.
      Разумеется, школе не изменить социальной ситуации. Безусловно, она не может даже смягчить жестокую формирующуюся среду, в которой совершается становление личности.
      Учитывая современные условия и потребности общества, формировать гармонично развитую, физически здоровую среду, социально активную творческую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций – цель учебно-воспитательной работы нашей школы.

Общая характеристика школы

      Школа была открыта в 1961 году.
      Проектная мощность – 825 посадочных мест (28 классов). Статус МОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» получила в апреле 2002 года, лицензия №108296, серия Т. За 45 лет было 40 выпусков, т.е. эту школы закончили 5079 учащихся, из них 47 учеников получили серебряные, 24 - золотые медали. В течение 45 лет в нашей школе трудились 524 учителя и 9 директоров.
      За время основания школы накоплен серьезный педагогический опыт. Сложился творческий потенциал. Из 41 учителя специалистов высшей и первой категории – 76%; второй категории – 20%, молодых специалистов – 4%.


Средний возраст педагогического коллектива составляет около 40 лет.


Состав учащихся

Школа расположена в старом рабочем районе. В микрорайон школы входят частный сектор Якимовский овраг, общежития и малосемейки по улице Калинина, Декабристов, П. Лумумбы, дома №51-59 по ул. Николаева. Мы обучаем всех детей нашего микрорайона. Но что делает школу привлекательной для детей и родителей района, что поддерживает стабильный, десятилетиями не меняющийся коллектив, что приносит нам славу хорошей школы? На наш взгляд главное – взаимоотношения учителей и учащихся, общая атмосфера тепла и доброты, уважение личности ребенка (при чем при строгом, справедливом, требовательном спросе за учебу) и, конечно самозабвенная работа педагогов.

Но, к сожаленью, молодые, материально обеспеченные семьи переезжают в новые строящиеся районы города. В наш микрорайон поселяют семьи из ближнего Зарубежья.

В 2006-2007 учебном году в школе обучается всего 467 учащихся:

7 классов

I ступень обучения

159

учащихся

8 классов

II ступень обучения

219

учащихся

4 класса

III ступень обучения

89

учащихся

 Динамика изменения количественного состава учащихся
Кол-во учащихся
Учебный год
     Наблюдается ухудшение состояние здоровья обучающихся. Анализ здоровья обучающихся позволяет  в течении их обучения позволяет выявить рост таких видов нарушений здоровья, как нарушение осанки, нарушение речи, нарушение нервно-психических заболеваний. Большинство детей с нарушением осанки имеют патологии линейного отдела позвоночника как следствие родовых травм.
Физическое состояние учащихся

Группы здоровья учащихся

    Идет тенденция роста детей с соматическими заболеваниями, задержкой психического развития, словом, детей с весьма средними и слабыми способностями.
Микросоциум таких ребят принять не готов, а значит, возрастает ответственность школы, в плане удержания их в школьном пространстве до окончания ими средней школы.
С другой стороны, в силу особенностей нынешней социально-экономической ситуации время, уделяемое родителями на воспитание, развитие, резко сократилось.
Обратите внимание на социальный паспорт школы (или социальную карту родителей).

1.

Многодетные

16

семей

2,9%

2.

Малообеспеченные

17

семей

3,1%

3.

Родители-инвалиды

6

семьи

1,2%

4.

Сироты

8

семей

1,7%

5.

Неблагополучные семьи

15

семей

3,2%

6.

Афганцы, чеченцы

9

семей

1,7%

7.

Неполные семьи:

123

семьи

26,0%

8.

Семьи, приехавшие из ближнего зарубежья

11

семей

2,3%

 

Социальный паспорт

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №23»

Перед вами также уровень образования родителей:

Уровень образования родителей

    Проведенные социологические исследования показывают, с какими проблемами сталкиваются наши учителя, и школа порой является единственным местом для ребенка, где не только обеспечивается учебная деятельность.
    Данные обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, подтверждают итоги социальной диагностики микрорайона. Картина довольно пестрая; от детей с высоким уровнем развития до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием. Этот широкий сектор уровня способностей нашего ученического контингента и определяет необходимость единственно возможной модели образовательного учреждения, способной удовлетворить образовательные запросы столь разнообразных категорий учеников, их родителей и общества.



Спектр образовательных услуг

    В своем представлении о том, какой должна быть наша школа, исходя из вышеназванных факторов, составлена концепция развития школы на 5 лет, где проблемой школы мы выбрали «Личностно-ориентированное обучение, как средство развития школы и саморазвития личности».
Работа школы ориентирована на итоги аттестации обучения и направлена на реализацию следующих целевых программ:
  • формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения;
  • развитие системы защиты здоровья обучающихся;
  • внедрение профильного и предпрофильного образования;
  • внедрение в практику научно обоснованных и апробированных учебных программ, учебных и методических пособий, методов и средств дифференцированного обучения и воспитания;
  • укрепление кадрового потенциала, совершенствование системы повышения квалификации педагогов, повышение престижа педагогического труда, реализация плана обучения педагогов современным информационным технологиям, освоение современных компьютерных программ;
  • развитие материально-технической базы школы, пополнение библиотечного фонда справочной, программной, отраслевой, методической литературой, изданиями по инновационным процессам.


Воспитательное пространство школы


  • Школа – ядро воспитательной системы.
  • Центр – детского творчества.
  •  Подростковый клуб «Фонарик».
  • Стадион «Спартак»
  • Дом спорта ОАО «ЧАЗ»
  • Центр психологической помощи «Семья»
  • Отдел охраны детства администрации Калининского района
  • МСУ «Центр социальной помощи семье и детям» Калининского района.
  • Подростковый клуб «Огонек».

    Комиссия по делам несовершеннолетних администрации Калининского района.
Школа осуществляет образовательную деятельность начального, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования в соответствии с уставными целями. Исследовательскую, опытно-экспериментальную и методическую деятельность педагогов школы направляют педагогические объединения и творческие группы.
Серьезное внимание в школе уделяется проблеме психологической адаптации учащихся. Психолого-педагогической службой разработана система диагностических исследований по определению интеллектуального уровня развития, эмоционального состояния личности, состояния здоровья учащихся и их самооценки.
    Учебные планы предусматривают продление единообразия общеобразовательной школы, дифференциацию обучения  по профильному и уровневому признаку.
При школе в течение учебного года работает Центр дошкольной подготовки «Дошколенок» (2002 года), в котором с октября по мая ведут занятия педагоги начальных классов, педагог-психолог, логопед.
    Работа организована в соответствии с программой «Образовательная система «Школа 2100» (дошкольная подготовка), в которой отработано содержание, включающее развитие памяти и внимания, творческого воображения и логического мышления, речи и коммуникационных навыков.
В начальном звене у детей 4-5 уроков в день, где наряду с традиционными предметами изучается английский язык (со 2-го класса), информатика (с 3-го класса). В 4-х классах с 2006-2007 учебного года введен специализированный курс «Декоративно-прикладного искусства» за счет школьного компонента.
   Нагрузка учащихся не превышает рекомендованной базисным учебным планом. Как правило, это 4-5 уроков в день в младшем, 5-6 уроков – в среднем и 6-7 уроков – в старшем звене. Начиная со среднего звена, учащиеся посещают факультативные курсы по выбору, которые идут по определенному расписанию. Учащиеся выпускных 9,11-х классов имеют возможность обучатся на подготовительных курсах при Чебоксарском механико-технологическом техникуме. С 2004 года заключен договор сотрудничества между МОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» и Чебоксарским механико-технологическим техникум.
    Одним из ведущих направлений является патриотическое воспитание. На протяжении многих лет (с 1979 года) наш музей «Партизанская Слава» не прекращал свою работу и был отмечен грамотами и дипломами Министерства образования  ЧР и РФ, Советского комитета ветеранов войны г. Москвы. Музей в разные годы посетили экскурсанты из Москвы, Зеленограда, Алма-Аты, делегации Болгарии, Великобритании, США, Венгрии и др. Экскурсии в музее ведут сами ученики на 4 языках: русском, чувашском, английском, немецком. В музее часто проходят уроки мужества, встречи с ветеранами. На базе Республиканского школьного музея «Партизанская Слава» осуществляет свою деятельность героико-патриотический клуб «Патриот».
    Наша школа работает в условиях этнического многообразия, что требует учета интересов и традиций  не только чувашского, но и других народов. Поэтому за основу берем идею диалога культур (чувашской, русской, как основных) с последующим развитием его в культуре наций. Родной язык, литература создают наиболее благоприятные условия для познания истории своего народа, его традиций, обычаев, культуры, формирования уважения и любви к родному народу. От истоков родного языка мы идем к изучению языка русского и других народов. От двуязычия – к многоязычию. Владение родным языком в первую очередь – это оптимальный путь включения детей в этнокультурные традиции. Таким образом по инициативе учителей чувашского языка, с помощью учащихся и их родителей в школе открыт «Уголок чувашской старины», где собраны старинная утварь, чувашские костюмы и чувашская вышивка.
   Чувашский язык преподают в нашей школе с момента принятия Закона «О языках в ЧР». Данный предмет изучают 1-9 классы. Мы довольно успешно осуществляем воспитательно-образовательный процесс дифференцированно, учитывая уровень владения детьми языком, подготовленность педагогов, языковую среду семьи.
Владение чувашским языком

В содержание и структуру учебных предметов познавательный характер закладывает национально-региональный компонент на уроках и во внеурочное время на примере междисциплинарной интеграции.

Уровень осуществления образовательного процесса

   Педагогический коллектив школы – это сплоченный коллектив единомышленников, средний возраст педагогов – 40 лет.
  Повышение квалификации педагогов, подготовка и переподготовка кадров, совершенствование педагогического мастерства в школе проводятся системно, с целью укрепления области профессиональной деятельности, как части образовательного процесса.
   За 45 лет существования школы накоплен серьезный педагогический опыт. Ежегодно на базе наше школы проводятся республиканские, городские и районные семинары для директоров, заместителей директоров по УВР и ВВР и учителей, библиотекарей, социальных педагогов и старших вожатых, где администрация школы и педагоги делятся многолетним опытом своей работы.

2000г.

Семинар директоров школ Чувашской Республики «Проблемы развития управленческого мышления и деятельности руководителя школы»

2001г.

Районный семинар учителей математики по проблеме «Активация мыслительной деятельности учащихся на уроках математике и во внеклассной работе»

2002г.

Районный семинар руководителей школьных методических объединений русского языка и литературы «Формирование духовно-нравственного мира школьника, эстетической восприимчивости к русской культуре, к ее нравственным ценностям, привитие вкуса к русскому художественному слову».

2003г.

Районный методический фестиваль «Современный урок биологии».

2004г.

Городской семинар библиотекарей «Природа – колыбель человечества, его дом и мир» (Роль школьной библиотеки в экологическом воспитании учащихся).

2004г.

Городской семинар социальных педагогов школ г. Чебоксары «Профилактическая и коррекционная работа социального педагога с табакокурением».

2005г.

Районный семинар учителей физического воспитания «Роль школьной «Зарницы» в героико-патриотическом воспитании подросткового поколения».

2005г.

Городской семинар заместителей директоров школ г. Чебоксары «Использование этнопедагогических традиций как условие формирования нравственной личности».

2005г.

Городской семинар директоров школ г. Чебоксары «Школа – территория безопасности».

 

     Проведенные мероприятия всегда получали высокую оценку участников семинаров.
    Школа находится на новом этапе развития. В мире, который становится все более зависим от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Педагоги, а особенно учащиеся, эффективно используя технологические достижения в своей работе, учебе смело шагнут в новый мир, будут успешными и конкурентоспособными.
    Школа оснащена компьютерным классом, создана локальная сеть, включающая в себя 12 компьютеров. Выход в Интернет по технологии ADSL можно осуществить с 13 компьютеров. В школе имеется мультипроектор и другое цифровое оборудование. Укрепление материально-технической базы школы, произошедшее за последние два года не успело сказаться на результативности работы. Выявился существенный, на наш взгляд, недостаток. Компьютер в силу ряда объективных причин стал в большой степени целью изучения, нежели средством, оптимизирующим и интенсифицирующим учебно-воспитательную работу педагогов. Администрация и педагогический коллектив разрабатывает новую Программу развития школы на 2007-2010 годы. Школа нам видится именно информационным ресурсным центром с развитой информационной средой.
    Принципиальное отличие формируемой нами системы образования от традиционной просматривается в специфики ее технологической подсистемы: в использовании богатого арсенала новых информационных технологий, открывающих новые горизонты на тернистом пути инноваций в обучении.
    Считаем крайне необходимым превращение компьютера виз предмета изучения в средство обучения, инструмент автоматизации учебной деятельности.

Результаты образовательной  деятельности


    Организованность, доброжелательность, взаимовыручка, хорошее коллегиальное общение делают коллектив способным на реализацию цели и задач образования и воспитания.
    За три последних учебных года успешно прошли курсы по повышению профессионального уровня 61% педагогического коллектива начальной, средней и старшей ступени обучения. Анализ качественного состава педколлектива школы показал положительную динамику роста профессионального уровня учителей, за 2 года количество учителей, имеющих I и высшую квалификационную категорию, увеличилось на 38%. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, участвующих в инновационных процессах школы.
    Творческой группой учителей русского языка и литературы для учащихся 5-9 классов разработана «Система» уроков внеклассного чтения» по трем направлениям:
  • патриотическое воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • экологическое воспитание.
     Ежегодно учащиеся школы принимают участие на районных и городских олимпиадах. Призовые места занимают по КРК, чувашской литературе, технологи и географии. В 2005-2006 учебном году ученик 11А класса занял I место на городской научно-практической конференции по физике.
     Дети, которые не поражают успехами в учебе, не являются победителями олимпиад по предметам, тем не менее, становятся победителями районных и городских конкурсов танцев, музыкальных конкурсов, кандидатами и мастерами спорта по спортивной аэробике, гимнастике и другим видам спорта.
     Третий год школа работает над реализацией Программы «Патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №23 на 2004-2007 годы». При школьном музее работает клуб «Патриот». В 2005-2006 учебном году в школе провели научно-практическую конференцию на тему «Российский патриотизм: истоки и современность». Лучшие работы поместили в школьном музее.
      В сентябре 2006-2007 учебного года школа приняла участие во Всероссийском конкурсе музеев. Наш школьный музей «Партизанская слава» признан лучшим, награжден почетной грамотой и занесен в Книгу почета Всероссийской организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.
      Традиционно проводятся общественные смотры знаний, Дни науки. В школе активно используются в системе мониторинга качество обучения, система контрольных срезов. В каждом классе со второго года обучения проводятся вводные контрольные работы по основным предметам в сентябре-октябре, промежуточный  срез в январе и годовые экзамены и контрольные работы.  Промежуточные срезы знаний в январе проводятся с разноуровневыми заданиями.
      С 2006-2007 учебного года основным направлением методической работы школы является «Организация обучения на основе уровневой дифференциации». Все результаты контрольных срезов, итоговых контрольных работ, итоги успеваемости по четвертям и полугодиям за 3 последних года внесены в единую базу данных, позволяющих сопоставить результаты по классам, учителям, предметам в ретроспективе.
Творческий коллектив педагогов школы ежегодно участвует в районных и городских конкурсах:

2002-2003 учебный год

Учитель истории Майоров Андрей Михайлович занял I место в районном конкурсе;  I место в номинации «Традиции и новаторство в педагогике» в республиканском конкурсе «Учитель года».

2003-2004 учебный год

Фольклорная группа учителей заняла II место в районном конкурсе художественной самодеятельности.

2004-2005 учебный год

Учитель русского языка и литературы Орлова Ирина Юрьевна заняла II место в районном конкурсе «Учитель года».

2006-2007 учебный год

Вокальная группа стала победителем в конкурсе художественной самодеятельности, посвященной Году Духовного просвещения в номинациях «Вокальное исполнение», «Литературно-музыкальная композиция».

     Благодаря таким опытным, мудрым высококвалифицированным педагогам, творческим личностям, с которыми часто советуется руководитель, решаются пути развития школы